В предыдущей статье были раскрыты основные мотивационные моменты для оптимизации usability сайтов. Теперь пришло время остановиться на технических подробностях такой оптимизации.

Основными факторами, которые рассматривает юзабилити, является простота обучения нового посетителя. Она определяется количеством времени, которое он затрачивает на освоение простых операций в системе. Далее идет эффективность, которая зависит от того, как быстро новичок освоит работу с простыми заданиями. После этого следует обратиться к тому, хорошо ли он запоминает общую схему работы на web-ресурсе, и может ли действовать быстрее при повторном посещении сайта. Так же нужно обратить внимание на возможные ошибки, и на то, серьезны ли они, можно ли их легко исправить. И еще одним немаловажным фактором является удовлетворенность. То, насколько нравится посетителю работать на заданном сайте, может полностью показать, какое у него реальное юзабилити.

Как говорит статистика, одним из главных последствий пренебрежения правилами юзабилити является тот факт, что более половины пользователей обычно не могут найти в Интернете интересующую их информацию быстро. Поэтому, на поиск уходит много времени, а сама работа оказывается малопродуктивной. Отсюда напрашивается естественный вывод: любой новый web-ресурс нуждается в тестировании на предмет удобства его использования.

Тестирование – основа разработки юзабилити. Для этого привлекается несколько посторонних респондентов, которые, независимо друг от друга, решают в прототипе системы стандартный набор задач. При этом находящийся рядом специалист фиксирует все их замечания и действия. После анализа полученных данных в систему вносятся необходимые коррективы, после чего она может быть протестирована еще раз.

Перед началом разработки сайта, для повышения уровня его юзабилити, необходимо определить первоначальные задачи. К таким можно отнести цель его создания, на какую целевую аудиторию он рассчитан, и даже то, в какое время посетители будут заходить на сайт, и что будут на нем делать. Впрочем, независимо от этих определений, существуют универсальные требования, которым должен отвечать любой сайт. Как уже говорилось, к ним относится простота обучения, эффективность использования, легкость при запоминании и удовлетворение пользователя от работы. Так же для любого конкретного проекта, в зависимости от необходимости, могут быть поставлены другие, дополнительные цели.

Для начала тестирования нового сайта достаточно создать прототип его интерфейса без использования графики и с минимальным количеством наполняющего контента. Этого достаточно, чтобы получить первичные данные на основе комментариев пользователей. Проведенный анализ полученных результатов поможет определить, насколько удобен данный вариант сайта для работы юзеров. Прототип можно сделать как на бумаге, так и в HTML или, например, с помощью MSVisio.

В заключение этой части следует сказать, что обычно посетители действуют не менее быстро, чем поисковые роботы. Они вырывают отрывки из контекста для возможности определения того, стоит ли им тратить свое время на данную страницу. Обычно они действуют аналогично поисковикам – то есть, для них самую важную информацию несут блоки, расположенные слева направо, и сверху вниз. Поэтому, главный материал лучше размещать именно там. Нужно так же выбросить из них вспомогательные слова, оставив только конкретную информацию. Еще более полезным может быть использование списков и таблиц.

В следующем разделе мы перейдем к описанию основных правил юзабилити, которые используются для отдельных категорий интерфейса. А в заключение данного раздела хочется добавить, что интересный сайт должен быть не только хорошо оформлен и удобен, но и наполнен интересным и полезным для его целевой аудитории контентом. Это тоже один из главных принципов, который имеет прямое отношение к юзабилити.

Часть 1 - Юзабилити сайта: вступление
Часть 3 - Юзабилити сайта: правила для отдельных категорий интерфейса

captcha