Компьютеры – это высокие технологии, так? Наши дети могут этого не замечать. Следующее поколение цифровых устройств будет скрытым, говорит Том Четфилд, приводя как плюсы, так и опасности такого варианта развития событий.
Писатель Дуглас Адамс однажды остроумно заметил по поводу технологии:
-Изобретения, которые мы называем «технологии» - это просто те, которые ещё не стали незаметной и лёгкой частью нашей жизни. Мы больше не думаем о стульях как о технологии, - приводит он пример.
– Но было время, когда мы ещё не придумали, сколько ножек должен иметь стул, насколько высокими они должны быть, и они часто падали, когда мы пытались использовать их. Пройдёт время, и компьютеры будут настолько же привычными и многочисленными, как стулья… и мы не будем замечать эти вещи.
Предсказание Адамса было пророческим. Компьютеры были настолько заметной, изумляющей силой в нашей жизни в течение десятилетий, что следующие поколения могут даже не считать их технологией.
Сегодня экраны привлекают постоянное внимание к себе, и эти хорошо видимые машины – это требовательная, восхитительная яма, в которую мы выбрасываем свои часы бодрствования. И все же мы недалеки от момента, когда работа на компьютере наконец исчезнет из зоны нашего сознания, и это развитие принесёт как опасности, так и преимущества.
Ученые-компьютерщики предсказывали такой момент десятилетиями. Фраза «повсеместное использование компьютера» была применена в исследовательском центре Xerox Palo Alto в конце 1980-х ученым Марком Вайзером, и описывала мир, в котором компьютеры станут, как Вайзер позже определил, «спокойными технологиями»: невидимыми немыми слугами, доступными всегда и везде.
Хотя мы можем и не осознавать этого, это уже несколько лет факт жизни. Тем не менее, то, что мы только начинаем видеть – это движение от экранов к самостоятельным, не требующим внимания машинам.
Взять, к примеру, Google Glass. Последние новостные сообщения фокусируются больше на внедрении, чем на невидимости (есть даже новое слово «стеклодырки», описывающее пользователей, которых выкидывают из кафе). Хотя, без шуток, Glass представляет собой вершину айсберга устройств, невидимых в самом прямом смысле, потому что главный пользовательский интерфейс в них доступен не путём просмотра или набора на экране, а через речь, расположение и движение.
Эта категория также включает всё: от скрытых часов и устройств для фитнеса до активируемых голосом устройств автомобиля. Настолько же тайно все возрастающее число «умных» строений: от магазинов и музеев до автомобилей и офисов – которые взаимодействуют со смартфонами и приложениями практически незаметно для нас и предоставляют улучшения от оптимизации платежей до «знания» наших предпочтений в освещении, температуре и организации пространства.
Умное облако
Последствия всего этого будут огромными. Подумайте, что значит иметь главным образом речевые, а не основанные на экране отношения с компьютером! Когда вы говорите или слушаете, а не читаете с экрана, вы не рассматриваете или сравниваете результаты или выбираете из списка, а вам дают ответы. Или, точнее, вам дают один ответ, построенный так, чтобы подходить не только к вашему профилю и предпочтениям, но и к тому, где вы находитесь, что вы делаете и с кем вы.
Так, исследователи Google уже говорили об идее «умного облака», которое, будучи адаптированным, чтобы приблизиться к очень близкому знанию вас и всех других, сразу отвечает на ваши вопросы. Какой здесь поблизости лучший ресторан? Как сюда добраться? Почему я должен купить это?
Наши отношения с компьютерами в этом плане могут стать более похожими на дружбу, чем на обращение за разрешением «пользоваться» устройством; разговором длиной в жизнь с системами, которые знают о нас больше, чем многие простые люди.
Такая невидимость порождает несколько вопросов. Если наши компьютеры дают такие точные ответы, но держат свою работу вне нашего сознания, не поторопимся ли мы, если будем доверять предоставленной ими информации или принимать их модель мира за реальную вещь? Как уже знают по собственному опыту водители, даже устройства спутниковой навигации могут безнадёжно ошибаться.
Это не говоря уже о потенциальной слежке. Больше десяти лет назад критики «повсеместного использования компьютера» говорили, что это «лихорадочная мечта секретных агентов и шпионов – жучок в каждом предмете». С учётом разоблачений этого года в том, что Агентство национальной безопасности отслеживает наши связи, это было пророческим страхом, и таким, которое комментаторы охарактеризуют знакомым прилагательным «орвелловский».
Есть, конечно, и причины радоваться таким перспективам развития технологии: надежды на мир, в котором компьютеры, как стулья, просто поддерживают нас, не забирая ни на частицу нашего времени, внимания или усилий больше, чем требуется. И в любом случае, следующие поколения могут не разделять наше беспокойство. Как сказал Дуглас Адамс, все, что уже существует, когда вы рождаетесь – это нормально, а всё, что изобретается после того, как вам исполнилось 30 – против естественного порядка вещей и начало конца цивилизации как мы её знаем.
И всё же, в то время как компьютеры проникают всё дальше под наше сознание, важно, чтобы мы продолжали задавать определённые вопросы. Что следует разрешить невидимым машинам видеть и слышать о нашей собственной и чужих жизнях? Следует ли нам верить тому, что они говорят? И как их отключить?
Невидимые компьютеры здесь. Но мы не должны забывать держать хотя бы некоторые их части в зоне видимости.
Статью лучше читать в оригинале. Здесь же - слегка обработанный гугл-перевод. Что за «стеклодырки» и «орвелловский»? Стыдно, должно быть, ребята.